+7(8162)27-32-17 (доб. 108, 109)
+7-981-603-12-18

Обратная связь  apparat@opnov.ru

Пресс-конференция членов ОП РФ нового состава

13.07.2017
Просмотров: 621

Пресс-конференция членов ОП РФ нового состава

 

   Члены Общественной палаты РФ на пресс-конференции в ТАСС рассказали об основных направлениях работы нового состава ОП РФ.

   Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев: «Состоялось заседание Совета Общественной палаты РФ, который принял план работы на ближайший год. Это не означает, что план окончательный, он будет пересматриваться. Мы будем развивать все лучшее, что было достигнуто в прошлые годы. Это, конечно, общественный контроль, и здесь есть очень серьезное продвижение: относительно недавно был принят закон об общественном контроле. «Нулевые чтения» — ни один серьезный законопроект, который готовится к поступлению в Госдуму, не проходит мимо Общественной палаты. Все законопроекты, имеющие то или иное социальное значение, рассматриваются общественниками.

 Форум «Сообщество» — очень масштабное действие, которое проходит во всех федеральных округах. Все это мы будем развивать. Ппомимо очень важной обучающей функции, форум теперь примет на себя функцию усиления проектной работы.

Было принято решение о том, что необходимо внедрить в работу Общественной палаты проектный подход. Необходима концентрация на нескольких основных направлениях, и нужен результат. Это не означает, что теперь все 168 человек будут работать на приоритетные проекты. Нет, естественно. Общественная палата — это институт демократический, и комиссии во многом работают по своим планам, но концентрация необходима.

Приоритетные направления уже определены. Какие направления? Первое, конечно, собственно развитие гражданского общества, это наша задача по закону. Что это означает? Первая тема — это усиление региональных общественных палат, зачастую они недостаточно автономны, очень сильно зависят от власти. Кроме того, как нам представляется, не в полной мере их потенциал используется для активизации гражданского общества в регионах.

В ближайшее время мы будем создавать, условно говоря, клубы под эгидой региональных общественных палат. Эти клубы будут объединять не только активистов, но и чиновников, и журналистов. Одна из их важнейших задач — это коммуникация между активистами, чиновниками и журналистами.

Отсюда еще один важнейший проект, как мы его называем между собой, — сокращение дистанции между чиновниками и активистами. С одной стороны, часто бывает непонимание чиновниками того, зачем нужны активисты и НКО и вообще гражданское общество. С другой стороны, не всегда активисты признают, согласны с тем, что надо взаимодействовать с властями и чиновниками. Это будет региональный проект. Будут созданы специальные мобильные группы, которые в конкретных регионах, в конкретных городах и муниципалитетах будут помогать общественным палатам, местным НКО и местным активистам налаживать проектную работу вместе с местными властями и, еще раз говорю, с журналистами — коммуникация с журналистами очень важна.

Народный бюджет — еще одна из тем, которая будет помогать усиливать местные палаты. В некоторых регионах есть такая практика, когда население в муниципалитетах определяет какие-то направления финансирования. Мы будем всячески тиражировать эту практику, чтобы население вовлекалось в эту работу.

Опросы общественного мнения показывают, что от Палаты граждане ждут защиты своих прав. И здесь речь, как мы решили, должна идти не только о политических правах. Политические права это Совет по правам человека, уполномоченные по правам человека. А мы будем концентрироваться на других базовых правах: на труд, на жилище, на медицинское обслуживание, на то, что написано в Декларации прав человека. Я бы сказал так: концентрироваться на праве человека на достойную жизнь.

Скажем, тема бедности. Многодетные семьи, с одной стороны, правильно говорим, демографическая политика помощи многодетным семьям и демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Но многодетные семьи зачастую бедны, это чья проблема? Это наша проблема. Мы должны помогать решить проблему бедности некоторых многодетных семей.

Проблема бедности на селе. С одной стороны, у нас бум аграрного производства, с другой стороны, очень многие села, поселки, целые районы остаются бедными. У нас есть комиссия по развитию агропромышленного производства и села. Это очень важно, мы связываем эти две вещи. Если АПК развивается, то почему часть людей остаются бедными? Это наша тема.

Служба занятости, вроде бы работа есть, но в одних местах есть, в других нет, мобильность слабая. Службы занятости, как показывает наш анализ, не всегда эффективны и достаточно продуктивно работают, чтобы предоставить людям, которые остались без работы или с низкой зарплатой, хорошие рабочие места с достойной заработной платой. Вот эта тема бедности, разложенная на составляющие, должна стать одним из приоритетов работы Палаты.

Малые населенные пункты. Школы закрывают, это известно, проблема как-то решается, детей возят школьные автобусы. Медицинские пункты не везде, закрываются отделения банков и в поселках с небольшим населением. С коммерческой точки зрения банки можно понять, они не хотят работать в убыток, но люди должны как-то получать финансовое обслуживание! Почта сокращает работу. Во многие населенные пункты в распутицу не добраться. Эта деградация жизни в небольших населенных пунктах — это очень серьезная проблема. И если возвращаться к правам человека, в каком-то смысле право этих людей на достойную жизнь не соблюдается. И мы будем концентрировать внимание на жизни людей в этих небольших населенных пунктах.

Я напомню, год или два назад, когда обсуждался вопрос на совещании у Президента, и когда выяснилось, что отменены электрички в некоторые отдаленные населенные пункты, добраться туда нельзя, он сказал: «Вы что, с ума сошли?». Мы из этого исходим. Есть миллионы людей, которые должны иметь нормальную жизнь, и так выбросить их на обочину жизни — просто неправильно.

Следующая тема — доступное жилье, это опять о базовых правах человека. Много что делается по ипотеке, процентные ставки снижаются, но если говорить грубо, примерное количество людей, которые могут купить квартиру по ипотеке — это 10%, это очень мало. Как снизить стоимость ипотечного жилья? Мы обсуждали уже тему с АИЖК, и в контакте с Министерством строительства, здесь есть тема муниципальной земли, инфраструктуры, процентных ставок. Нужна программа, которая позволила бы снизить цену приобретаемого жилья. Отдельная тема — арендное жилье. Это тема, которая уже много лет обсуждается, но никак не продвигается.

Следующий приоритет уже не касается прав человека, это общественная дипломатия. Мы все знаем непростую международную ситуацию, и на встрече Общественной палаты с Президентом он тоже посоветовал заняться этой темой. Нужны контакты на уровне некоммерческих организаций. Мы видим, что бизнес хочет взаимодействовать с нашей страной, ему мешает политика. Мы должны наладить более плотные, тесные и продуктивные отношения с некоммерческими организациями, в первую очередь, в европейских странах. Потому что там, где искрит, где есть политическое напряжение, мы должны помогать его снимать.

Вот те несколько направлений, которые были определены на заседании Совета Общественной палаты и признаны приоритетными».

   Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева«Общественный контроль дело важное, полезное. Оно должно быть сугубо добровольным и превращать его в элемент бюрократической системы не хотелось бы. Об этом мы все чаще говорим и обращаем внимание законодательной и исполнительной властей.

Закон об общественном контроле, в целом, заложил основы для формирования разных субъектов общественного контроля. Общественная палата РФ, общественные палаты в регионах, общественные палаты в муниципалитетах или советы при органах власти. Нужно ли больше? Сколько еще общественных советов, и по каким поводам они должны создаваться? Непонятная тенденция к росту таких структур.

Порой происходит даже насаждение, предписывается обязательное создание общественных советов. К примеру, создаются в обязательном порядке советы по оценке качества услуг НКО. Мы хотим понять, что в итоге получим, будет ли контроль эффективен, если такие советы, как отдельные структуры, должны быть созданы в каждом субъекте? А из кого они будут созданы, есть ли столько эффективных людей в нашей стране, которые смогут входить в составы всех советов. Это тот случай, когда хорошую идею инициативного контроля со стороны активной части населения превращают в бюрократию.


Мы предлагаем подумать над этим и сосредоточить усилия в уже существующих субъектах общественного контроля, к примеру, в региональных общественных палатах. Сейчас принят закон, который помогает эффективно создавать и работать в общественных палатах субъектов РФ, предусмотрена даже строка о том, что регионы должны выделять небольшое финансирование на деятельность аппарата этих палат. Разве не в этих структурах могут найти себе место и применение активные граждане России? Если мы будем бесконечно плодить структуры, ничего хорошего не выйдет.

Такие мысли обсуждаются в ОП РФ, будем просить оставить институт, как инициативную активность, а не бюрократическую подпорку, которая заменяла бы собой контрольные или надзорные органы власти».

Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова: «Впервые в структуре Общественной палаты РФ появилась Комиссия по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, и это не случайно, поскольку НКО все больше становятся субъектами социально-экономического развития страны.


Основная задача связана с тем, как сделать так, чтобы НКО еще больше влияли на развитие гражданского общества в нашей стране и на социально-экономическое развитие страны. Сказать о том, что НКО стали экономическим субъектом сейчас, как это происходит в других странах, скорее всего нельзя, но потенциал есть. У нас есть специальное поручение Президента, связанное с мониторингом ситуации по получению НКО статуса ИОПУ, до конца года мы должны представить доклад о том, как этот процесс идет.

Мы выступаем против того, чтобы этот процесс превращался в компанейщину. Конечная задача — повысить качество услуг, и чтобы у граждан была возможность сделать сознательный выбор между государственными и не государственными поставщиками. Новый закон, подготовленный Минфином о государственном муниципальном заказе в социальной сфере, который также будет рассмотрен на площадке ОП РФ, перенастраивает всю сферу услуг. При этом должно появиться понятие «именной сертификат на получение услуги». Для отслеживания этого процесса работает онлайн-линия, мы принимаем обращения на электронную почту nko@oprf.ru, отвечаем и реагируем на каждое письмо.


Вместе с АСИ мы постепенно рассказываем о том, с какими проблемами мы сталкиваемся. Организации должны стремиться к большей открытости и прозрачности. Мы договорились с Фондом президентских грантов о том, чтобы те НКО, которые получают президентские гранты, представляли свои отчеты, публично отчитывались на площадке Общественной палаты России, если это федеральные проекты, или на площадках региональных общественных палат, если это региональные проекты. Все поддерживают это начинание, и мы будем думать, как лучше этот процесс организовать. Я думаю, что это точно будет содействовать большей прозрачности, в том числе процесса распределения президентских грантов, и понятности, что же делают НКО на эти средства. Должно происходить развитие публичной годовой отчетности НКО, она должна улучшаться качественно.

Есть отдельная тема социальной рекламы, сами НКО часто заинтересованы в ее размещении, но не понимают, по каким правилам она должна размещаться в СМИ. Мы уже договорились объединить усилия в этом вопросе с Комиссией ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Содействие развитию устойчивости НКО — государство должно не только поддерживать организации финансово, но и обеспечивать взаимодействие с бизнесом, гражданами и властью».

Председатель Комиссии по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Александр Ткаченко: «Каждая из тем, которые были доверены мне, очень созвучны. И решение общественных задач, которые перед нами стоят, невозможны одно без другого. Вообще милосердие и благотворительность — это, наверное, самые важные аспекты души человека и всего общества. И желание изменить мир к лучшему — самое благородное чувство, и это чувство двигает многими членами Общественной палаты, многими гражданскими активистами. Если вглядеться в нашу многострадальную страну, то можно увидеть столько горя, столько человеческой беды. В первую очередь, наверное, вы, журналисты, знаете об этом, и это зона нашей ответственности, сделать так, чтобы этих бед стало меньше.

Людей, которые занимаются благотворительностью, Господь называет блаженными. Всю историю Церкви верующие люди, а это, в первую очередь, люди с активной жизненной позицией, строили больницы, хосписы, университеты, приюты, они создавались при церковных учреждениях. Это не только особенность Русской православной церкви, это особенность всех традиционных религий России. Сейчас в Русской православной церкви каждый приход — это социально ориентированная некоммерческая организация, которая занимается помощью больным, неимущим, страждущим.

Благотворительность — это не только состояние души, в современном обществе благотворительность — это профессиональная деятельность, которая невозможна без анализа текущей проблематики, без выбора, поиска путей решения и без многоплановой методичной деятельности, которая связана с взаимодействием с различными структурами гражданского общества и органами исполнительной государственной власти. Именно поэтому я считаю, что развитие благотворительности, некоммерческих организаций, волонтерства является очень важным аспектом развития гражданского общества в современный исторический период развития нашей страны. Об этом мы говорили на заседании нашей Комиссии, которое проходило несколько дней назад. На нем мы наметили очень серьезную программу.

В первую очередь надо отметить, что решение социальных проблем невозможно без того, чтобы благотворительность стала частью культуры, некоторой внутренней потребностью людей. Даже у меня, как у священника, нет готовых рецептов. Именно такая позиция позволяет мне в эту Комиссию привлекать лучших экспертов и специалистов, чтобы содействовать, находить решения и конкретные программы для развития третьего сектора экономики.

Наша Комиссия имеет три основных направления работы: благотворительность, социальная ответственность и просвещение. В теме благотворительности нашей задачей будет разработка конкретных рекомендаций и предложений по острым и иногда спорным вопросам в благотворительной сфере. Многократно обсуждаются в СМИ такие темы, как борьба с лжеволонтерством, серая благотворительность, стоят остро вопросы этики благотворительности и этики при освещении тем благотворительности в СМИ. К сожалению, многие люди забывают, что то, как подается проблема человека, может вызывать боль и переживания у самого ищущего помощи от общества. Проблемы того, как сочетаются права ребенка и права семьи, необходимость сбора средств для помощи им. Все эти темы сейчас находятся на пике общественного обсуждения.

Наша задача состоит в том, чтобы находить лучшие модели и рекомендовать их для подражания и распространения. Мы очень хотим вглядеться в опыт регионов, опыт крупных городов известен, и крупные фонды представляют замечательные образцы благотворительной деятельности, но в регионах страны большое число инициативных групп и небольших благотворительных фондов, у которых есть чему поучиться даже столичным благотворительным организациям.

Очень важно, что в России есть большой опыт решения социальных задач, этот опыт мы должны передавать и нашим коллегам, которые живут в странах СНГ и заграницей. Это та самая народная дипломатия, о которой говорил Президент.

Следующей темой в работе нашей Комиссии станет гражданское просвещение. Основной акцент, мы считаем, необходимо сделать на духовном воспитании, на умении сочувствовать, сопереживать чужому горю. Воспитывать желание творить добро и быть милосердным нужно с детства. Поэтому вопросы благотворительности для детей, об участии детей в благотворительных мероприятиях и вопросы роли семьи и школы в благотворительности очень важны. Социальная ответственность сейчас понимается исключительно как благотворительность бизнеса перед обществом, но мне кажется, что надо смотреть на тему шире, надо привлекать к социальной ответственности и традиционные конфессии, и журналистику, и спорт, и искусство. Если мы хотим жить в лучшем обществе, то тема благотворительности должна выходить за границы бизнес-сообществ.

Как священник, хочу добавить, что менять мир к лучшему надо, начиная с себя».

Председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов: «НКО являются традиционной основой гражданской общества последнее десятилетие. А благотворительность, российское меценатство стала основой нашего гражданского общества еще до революции. На сегодняшний день появилась еще мощная опора — местный городской (по большей части) активизм, малые, чаще всего неформальные движения, которые создаются в конкретных населенных пунктах и преображают жизнь вокруг себя. Это те люди, которые сами высаживают скверы, красят фасады зданий и приводят их в оригинальный вид. Те, кто выискивают ямы и не только сообщают о них органам власти, но и пытаются сами исправить подобную ситуацию. Такого рода движение не было знаковым и мощным еще несколько лет назад, а сегодня люди не только требуют от власти, но и приходят к принципу «сделаем сами». Это очень важно, такого рода городское движение надо поддерживать.

Также сегодня мы сталкиваемся с масштабным изменением городской среды, происходят значительные изменения, и мы начинаем походить на европейские столицы. Но часто эти изменения становятся зоной конфликтов, и комфортной такая среда будет, только если граждане сами будут принимать участие в ее формировании. Поэтому в работе Комиссии планируем создавать инфраструктуру для деятельности малых инициативных групп. В разных регионах России проводим методические семинары, показываем лучшие практики работы. Сейчас это все включается в работу форумов «Сообщество».


Жизнь не протекает только в городах. Я встречался с ситуацией, когда дорога к селу представляет тропинку, которую можно пройти только по железной дороге. Нет нормальной инфраструктуры для жизни в таких местах, сначала закрывается почта, затем школа. Но людям там надо жить. Необходимо понять, как в непростых экономических условиях, когда происходят демографические изменения, сбалансировать пространственное развитие. Надо применять комплексные подходы к территориальному развитию, как, стимулировав экономически крупные города, при этом развивать и поддерживать периферийные территории, в которых на самом деле может сохраняться и совершенствоваться развитие. Не только городская среда стала приоритетным направлением, но территориальное развитие в рамках всей страны, нужно искать компромисс и новые инновационные решения.

Появление низового активизма среди людей, который сегодня прорастает в территориальное общественное самоуправление, прорастает в самоуправление в конкретных дачных поселках. Это все перерастает со временем на уровень сельского и городского местного самоуправления. К сожалению, пока инструменты демократического участия здесь созданы и предусмотрены законом, но не всегда работают. Нам надо искать практики, показывать их и обсуждать законодательство местного управления. А главное синхронизировать и упорядочить закон. Совместно с органами государственной власти искать оптимальные решения, чтобы проводились местные референдумы, чтобы формировалась народная повестка на местах. Таким образом, будут формироваться городской и сельский патриотизм, участвуя в жизни села, люди будут любить свой город. В такой населенный пункт будут идти инвестиции, и развиваться местный туризм. Наша задача сделать такие практики массовыми, и ОП РФ должна пропагандировать данное направление».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян: «Цифровая эволюция охватила все сферы жизни общества и предъявляет новые требования к образованию и науке. Если раньше знания обновлялись в течение 7-10 лет, то сейчас знания обновляются каждые 2 года. Требования к непрерывной системе образования сегодня не имеет альтернативы. Используя фундамент, нужно придать школьному образованию динамику, важно опираться не только на базовые знания, каждый человек должен учиться в течение всей жизни. Старшее поколение говорит о том, что в вузы приходят плохо подготовленные школьники, поэтому мы должны найти оптимальную форму обратной связи и понять, как имеющиеся лучшие практики трансформировать под новые задачи и цели.

 Во всем мире и в нашей стране требуется большое число программ по повышению квалификации и коротких курсов, которые бы давали людям фокусные знания по направлениям, обеспечивающим эффективную работу. Сегодня из вузов хотят получить студентов, которые сразу вольются в реальную жизнь. Практикоориентированность вузовского образования является приоритетной задачей и одной из важнейших тенденций. Сегодня во всем мире есть дефицит не кадров, а людей заданного уровня квалификации, рынок труда хочет иметь специалистов другого уровня квалификации.


Развитие науки - как повысить ее эффективность? В декабре прошлого года Президентом была утверждена стратегия научно-технологического развития, которая определила ряд вызовов и приоритетов. Нужно теперь понять, как добиться того, чтобы реализовывались не отдельные маленькие проекты в разных областях, а как объединить эти усилия для развития экономики. Безусловно, Общественная палата не станет решать эти задачи за отраслевые министерства, но может выступить в качестве площадки для сбора обратной связи для последующего поиска решений».

 

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Наверх