+7(8162)27-32-17 (доб. 108, 109)
+7-981-603-12-18

Обратная связь  apparat@opnov.ru

Общественная палата предлагает Президенту РФ многоуровневую систему грантовой поддержки СО НКО

08.04.2015
Просмотров: 637

Общественная палата РФ сформулировала предложения на основе поручений, данных В. Путиным по результатам Общероссийского форума «Государство и гражданское общество». В числе предложений – создание единого реестра НКО, выделение новой категории НКО, создание многоуровневой системы грантовой поддержки СО НКО, предусматривающей поддержку долгосрочных проектов.

      Общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» состоялся 15 января 2015 года. По итогам пленарного заседания президент подписал перечень поручений, в числе которых Общественной палате РФ поручалось до 15 апреля сформулировать свои предложения по системе государственной грантовой поддержки социально ориентированных НКО (СО НКО), содержанию публичной отчетности СО НКО, получающих такую поддержку; по созданию всероссийского реестра НКО, разграничивающего СО НКО и иные некоммерческие организации; по созданию механизма передачи социально ориентированным некоммерческим организациям части функций государства в социальной сфере. С полным перечнем поручений Президента РФ в адрес Общественной палаты РФ, администрации Президента и Правительства РФ можно ознакомиться здесь.

      СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ ГОСГРАНТОВ

    Общественная палата предлагает разработать многоуровневую систему финансирования проектов СО НКО из средств госбюджета, разделив гранты на типы в зависимости от суммы запрашиваемых средств («малые», «средние» и «крупные» гранты), выделив отдельно гранты на инновационные проекты и проекты начинающих НКО, а также на поддержание текущей операционной и административной деятельности СО НКО с разработкой соответствующих формул распределения средств.

    ОП РФ предлагает рассмотреть возможность резервирования денежных средств на финансирование крупных долгосрочных проектов, дифференцировать эти проекты по направлению деятельности, проводить их поэтапную финансовую оценку в процессе реализации.

    Предлагается также рассмотреть возможность выделения в общем объеме грантовых средств ежегодных квот на финансирование приоритетных направлений конкурсной поддержки, определенных на основе мониторинга общественных потребностей.

    В документе содержится предложение унифицировать формы и процедуры подачи заявок и публичных отчетов СО НКО вне зависимости от обращения к тому или иному грантовому оператору, разработать единую балльную оценку заявок для всех операторов, а грантовых операторов предлагается обязать публиковать в открытом доступе рейтинг заявок после их рассмотрения и оценки, а также проводить обучение по написанию и подаче заявок для НКО.

    Все уполномоченные органы и организации, выделяющие средства бюджетной поддержки, должны публиковать в открытом доступе информацию о получателях бюджетных средств и поддержанных проектах, указывается в предложениях ОП РФ.

    Общественная палата предлагает себя в качестве разработчика минимальных требований к публичной отчетности по реализации проектов СО НКО, финансируемых за счет средств госбюджета. При этом разработчики предложений отмечают, что в такой отчет в обязательном порядке должны быть внесены сведения о достижении целевых показателей результативности проектов, а также анализ влияния результатов проектов на соответствующую сферу.

    СОЗДАТЬ ЕДИНЫЙ РЕЕСТР НКО

    Общественная палата РФ выступает за создание единого реестра НКО, отмечая, что сегодня отсутствует единый системный подход к сбору и отображению информации деятельности НКО, что не позволяет эффективно распределять средства государственной поддержки.

    «На сегодняшний день законодательством предусмотрены 16 видов НКО, ведутся четыре специальных реестра НКО, характер отображаемой информации в которых разрозненный», — отмечается в предложениях ОП РФ. ОП РФ рекомендует при создании единого реестра учитывать уже существующие реестры, в том числе СО НКО, дополнив новый реестр такой информацией, как сведения о расходовании средств господдержки, о проектах и программах НКО, географическом охвате деятельности, статистическую и контактную информацию.

       Общественная палата РФ видит единый реестр НКО, прежде всего, как постоянно актуализируемый информационный электронный ресурс, который позволит оперативно и качественно обрабатывать информацию о НКО, обеспечит прозрачность распределения грантовой поддержки и деятельности НКО, будет содействовать привлечению частных средств некоммерческую сферу и усовершенствованию механизма получения льгот и иной поддержки. На основе реестра впоследствии может быть создана карта потребностей в социальных услугах в регионах, предлагает ОП РФ.

     В предложениях отдельно подчеркивается, что единый реестр НКО должен предусматривать возможность дополнительного добровольного раскрытия НКО информации о своей социально ориентированной деятельности.

    ВЫДЕЛИТЬ «НКО ПОВЫШЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЬЗЫ»

    Общественная палата предлагает также выделить внутри закрепленного в законодательстве понятия «социально ориентированная НКО» новое понятие «НКО повышенной социальной пользы». Этой новой категории НКО предлагается присваивать соответствующий статус исходя из определенных критериев отбора тех НКО, которые осуществляют общественно значимую деятельность в большей степени.

    Выделение такой категории, по мысли ОП РФ, позволит определить направления по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО в различных сфера деятельности, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот.

    Присваивать специальный статус «НКО повышенной социальной пользы» предлагается в разрешительном порядке уполномоченным органам при обязательном участии общественных палат, тогда как присвоение общего статуса «СО НКО» оставить заявительным.

     Предложения подготовлены ОП РФ по результатам деятельности рабочих групп, специально созданных для разработки предложений, в которые вошли представители научного и экспертного сообществ, негосударственных неправительственных организаций, грантовых операторов, министерств и ведомств, членов ОП РФ и региональных общественных палат. Предполагается, что после согласования с другими адресатами поручений – администрацией президента и правительством – предложения будут представлены Президенту РФ.

По материалам сайта: http://www.asi.org.ru

Наверх